www.birmaga.ru
добавить свой файл

  1 2 3 4 ... 14 15
ГЛАВА 1. ОБСУЖДЕНИЕ В МАЛОЙ ГРУППЕ


Ломка льда. Опишите, как вы представляете себе идеальную ячеечную группу (количество членов, состав, центральная идея, виды деятельности).

Вопросы по данной главе:

1. Назовите упомянутые в этой главе два ключевых фрагмента из Библии и одно важное преимущество участия в группе.

2. В главе были пересказаны несколько кратких свидетельств или историй, связанных с ячейками. Какая из них произвела на вас наиболее сильное впечатление? Почему?

3. Как ячеечная группа становится местом, где каждый «на месте и переживает становление»?

4. Изложите своими словами состоящее из пяти частей видение Центра «Победа». Как оно практически применяется в ячеечных группах этой церкви?

5. Насколько важно, чтобы старший пастор «загорелся» идеей ячеек?

Практическое приложение. Расскажите о каком-нибудь одном принципе или приеме, который вам запомнился по прочтении этой главы. Каким образом этот принцип или прием можно лучше всего интегрировать в вашу ячеечную группу (нынешнюю или будущую)? А в вашу церковь?

Глава 2

Путь


Как появилась и росла система групп в Центре «Победа»

К 1976 году 24-летний Билли Джо Догерти уже добился не­малых достижений. Он получил образование в Университете Орала Робертса по специальности христианская педагогика, а также занимался в Центре библейского обучения «Рема»; он и его жена Шерон уже служили в качестве руководителей отдела христианского образования, молодежных пасторов и разъездных проповедников. Догерти рассчитывал посвя­тить весь остаток своей жизни работе с молодежью в обла­сти христианского образования или в качестве разъездного служителя.

В 1979 году Христианский центр «Шеридан» — располо­женная в Талсе и насчитывавшая 300 прихожан церковь — пригласил Догерти на должность старшего пастора. Догер­ти знал, что за этим приглашением стоит воля Божья; кроме того, он был рад стать во главе той самой церкви, где раньше служил молодежным пастором. Но вскоре он почувствовал некоторую растерянность. Дело в том, что Кеннет Коупленд, хорошо известный библейский учитель, еще до этого высту­пил с пророчеством, согласно которому Христианский центр «Шеридан» «своим взрывным ростом снесет эти стены и за­тронет своим служением весь мир».


Смысл этого пророчества вызвал в душе нового старшего пастора настоящую борьбу. Его вполне устраивал скромный размер церкви. Он не был уверен, что церкви необходим ка- кой-то рост. Ведь сам Догерти вырос в небольших церквях, где большую часть работы и служения выполнял сам пастор, и поэтому он думал, что в этих делах нужно ориентировать­ся на качество, а не на количество. В своей молитве Богу До­герти пытался возражать: «Боже, мне не нужно множество людей».

Догерти был изумлен ответом Бога: «Мне нужно. Назы­ваешь ли ты их множеством или толпою, все это люди, за которых умер Мой Сын Иисус. Сказать, что тебе „не нужно множества людей", — значит сказать этим людям: „Отправ­ляйтесь в ад"».

С того момента, когда он понял, в чем состоит Божья точка зрения, мышление Догерти кардинально изменилось. Нако­нец он осознал, что каждый из «этого множества людей» — это человек, которого возлюбил Иисус, человек, за которого умер Иисус. В очах Бога всякий из этого «множества людей» драгоценен.

После того как понимание Догерти изменилось, число при­хожан в Христианском центре «Шеридан» стало быстро расти. За один только первый год численность паствы удвоилась, а затем удвоилась еще раз. Чтобы идти в ногу с таким ростом церкви, Догерти изо всех сил пытался лично послужить всем приходящим, работая по четырнадцать часов в день и по семь дней в неделю.

Затем произошло то, чего и следовало ожидать. Однажды, пройдя спокойным шагом пятьдесят метров через школьную спортивную площадку, Догерти почувствовал, что он задыха­ется. Он сразу понял, что дело плохо. Он брал на себя слиш­ком большую нагрузку. «Если ты так будешь работать, — по­думалось ему, — то проживешь недолго».

В 1980 году 28-летний переутомленный Билли Джо Догер­ти испытал чувство отчаяния. Как же ему позаботиться о рас­тущем числе людей, которых Бог продолжал приводить в его церковь?
Первые домашние группы

Догерти понял, что ему необходима помощь, что ему нужно разделить пастырскую заботу с другими людьми. Он уже слы­шал, что в других церквях организовали домашние группы, и подумал, что это неплохая идея. И вот в следующее воскре­сенье Догерти провозгласил во время служения: «Мы собира­емся организовать домашние группы. Кто из вас хочет помочь в этом деле?»


Поднялось несколько рук. Тогда Догерти пригласил этих 12 или 15 человек после службы собраться в углу зала и вы­слушать его. На этом кратком собрании первые руководители групп в виде «обучения» получили лишь следующие слова: «Я хотел бы, чтобы вы раз в неделю собирали людей у себя на дому и преподавали им Библию. Молитесь с этими людьми, любите их. Вопросы есть?»

Было задано три или четыре вопроса, затем Догерти помо­лился. Вся эта «подготовка» заняла 20 минут. Так пастор вы­пустил в жизнь свое первое поколение наставников групп.

Вскоре возникли проблемы. Центр «Шеридан» был цер­ковью межденоминационного направления, и у его прихожан было различное прошлое, разные мнения и доктринальные представления. «За следующие два года, — вспоминал, качая головой Догерти, — в этих домашних группах случались та­кие вещи, хуже которых и представить себе невозможно. Не­которые группы изгоняли из людей бесов, другие, наоборот, вселяли бесов в людей, некоторые учили таким „откровени­ям", о которых никто не слышал ни до того, ни после».
Первые группы распущены

Через год, испытав полное разочарование и крушение надежд, Догерти распустил эти первые группы. Следующие два года он даже и не помышлял снова заводить группы среди своих прихожан (почти исключительно белых).

Но потребности его паствы продолжали расти. Поскольку на прежней территории церкви несколько проблем препятс­твовали ее росту и расширению, Догерти решил заново осно­вать церковь на новом месте, а тех, кто хотел остаться, — ос­тавить. Так в 1981 году возник Христианский центр «Победа», первоначальное ядро которого составили 1600 прихожан.

Хотя первая попытка Догерти организовать группы и по­терпела неудачу, он все же знал, что ему необходимо что-то делать, дабы обеспечить людям лучшую пастырскую заботу. Подобно Моисею (см. Исх. 18:13-26) и апостолам (см. Деян. 6:1-7), Догерти знал, что ему необходимо делегировать обя­занности служения наставникам-мирянам. Только так можно было удовлетворить потребности растущей паствы. Поэтому Догерти снова начал молиться и разыскивать материалы, пос­вященные деятельности групп.


Поворотный момент

В 1983 году Догерти посетил конференцию по вопросам рос­та церкви, проходившую в огромной и продолжавшей рас­ти церкви доктора Давида Йонги Чо в Сеуле, Южная Корея. Услышав о том, какая обширная система групп функциони­рует там, увидев эту систему в действии, Догерти понял, что группы являются важной частью плана Божьего функциони­рования и для Центра «Победа». Кроме того, Догерти осознал несколько основополагающих положений: для функциониро­вания системы групп необходим четко разработанный план;

потенциальным лидерам необходима хорошая подготовка; и, наконец, ему нужен человек или супружеская пара, которые будут осуществлять наблюдение за работой групп и нести за нее ответственность. Догерти понял также, насколько важно предоставлять группам еженедельный урок, содержание кото­рого проистекает из его сердца и его помышлений. То, о чем говорят в группах, должно гармонировать с видением всей церкви.

Вернувшись из Кореи, Догерти вновь запустил в ход про­цесс организации групп и процесс обучения кадров. Он об­ратил особое внимание на супругов Поупенхейген, умных и способных людей, которые ранее получили христианский опыт в составе малой группы и хорошо понимали принцип работы таких групп, и пригласил их в штат Центра «Победа» для того, чтобы они возглавили служение групп.

Обеды семейного служения

В Центре «Победа» в третье воскресенье каждого месяца ста­ли проводить (в более чем ста домах, рассеянных по всему городу) так называемые «обеды семейного служения». После утренней церковной службы в это воскресенье различные со­трудники церкви шли по домам прихожан. Во время обедов, сыгравших решающую роль в истории Центра «Победа», со­трудники рассказывали членам церкви о том, какое важное значение имеют малые группы, собирающиеся по домам. И сегодня многие штатные сотрудники «Победы» помнят, как они забегали в магазин, чтобы купить и взять с собой продук­ты, горя страстным желанием встретиться с дорогими члена­ми своей церкви и поделиться с ними рассказом об огромных преимуществах домашних групп.


Когда Джерри Поупенхейген поступил на работу в штат пасторов, чтобы возглавить служение групп, он ушел с высо­кооплачиваемой должности в фирме «Америкэн Эйрлайнс», причем его зарплата сократилась на 50%. В это время Догерти и чета Поупенхейген собрали большое количество информа­ции о ячейках и малых группах (решение об основных направ­лениях деятельности новых групп принимал Догерти). Под руководством Догерти супруги Поупенхейген составили учеб­ное пособие, включавшее разделы о том, как группы должны функционировать, как развивать завязавшиеся контакты, как организовать регистрацию членов группы и учет посещаемос­ти. Чтобы способствовать дальнейшим изменениям в образе мышления прихожан, Центр «Победа» приобрел и распростра­нил среди своих членов большое количество экземпляров кни­ги доктора Чо «Успех домашних ячеечных групп», призывая всех заинтересовавшихся прочесть эту книгу.

Библейские товарищества

Догерти назвал это второе поколение домашних групп «биб­лейскими товариществами». Он уделил несколько месяцев тщательной подготовке 29 руководителей ячеек. Раньше многие из руководителей групп думали, что их роль сведется к тому, чтобы посещать церковные службы и оказывать ка- кую-то помощь в той или иной области служения. Догерти подчеркнул и особо выделил ту содержащуюся в Послании к Ефесянам (4:12) истину, что полновременные служители цер­кви должны снаряжать «святых на дело служения».

К тому времени, когда Догерти официально поручил этим двадцати девяти наставникам начать проводить собрания групп, они поняли, в чем заключается их роль, и знали, что нужно делать и чему следует учить участников групп. Собра­ния групп были ограничены полутора часами времени; хозя­ева должны были устраивать лишь очень небольшое угоще­ние Или вообще никакого. Догерти учил наставников, что им следует призывать всех членов группы так или иначе актив- до участвовать в собрании группы: один может приветство­вать приходящих, другой — произносить молитву, которой открывается собрание, третий возьмет на себя руководство поклонением, еще кто-то преподаст урок, а еще кто-нибудь будет составлять по просьбам собравшихся список проблем, о которых следует помолиться. На собраниях групп должны присутствовать пять основных видов служения в соответствии с «пятигранным видением» Центра «Победа», то есть каждая группа должна совершать поклонение, молиться, изучать Слово Божие, общаться и устанавливать внешние контакты. Группам был брошен призыв сначала расти и приумножаться, а затем разделяться на две или более новые группы.


Когда эти группы начали собираться, Догерти стал печа­тать в воскресных бюллетенях еженедельный урок для ячеек. Благодаря этому бюллетеню все поняли, что группы имеют для церкви важное значение. Это стало для Догерти одним из способов распространения своего видения групп среди прихо­жан. Центр «Победа» стал также ежемесячно печатать полный список групп с именами наставников, указанием дня, времени и места собрания. Поскольку эти первые списки групп были не очень большими, они также печатались в воскресном бюл­летене.

Позже справочники ячеечных групп стали такими больши­ми, что их пришлось печатать отдельно.

Боб и Шерли Мортон участвовали в организации ежеме­сячных обедов семейного служения, предшествовавших появ­лению групп, прошли через обучение наставников и, наконец, провели у себя дома первое официальное собрание библей­ского товарищества. Мортоны не считали себя подходящими кандидатами на роль наставников группы; у них дома не было привычки регулярно молиться за спасение погибающих душ или о нуждах других людей. Однако, после того как Догерти вознес соответствующую молитву и поручил им стать настав­никами, они обнаружили, что на собрания их библейского то­варищества стали приходить неверующие и больные, вклю­чая страдавшего кровотечением почек «верховного жреца» сатанинского культа. По мере того как Мортоны молились вместе с ними, многие из этих неверующих приняли Госпо­да, а многие больные были исцелены, включая новообращен­ного бывшего «жреца» сатанинского культа. Сейчас Мортон служит штатным пастором Центра «Победа». В его обязанно­сти входит организация посещения пациентов в больницах и наблюдение за ячейками исцеления. Он заявляет: «Я твердо знаю, что плоды деятельности нашего библейского товари­щества — непосредственный результат молитвы нашего пас­тора за нас».

На этом пути, разумеется, не обошлось и без «ухабов». Че­рез месяц после начала работы библейских товариществ одна женщина позвонила Линн Поупенхейген и пожаловалась, что собрания группы, которую она посещает, проходят несколько странно. «Руководитель держит в руках огромные часы с тай­мером, — рассказала эта дама. — Она высчитывает, сколько человек присутствует на собрании и сколько времени, как ей сказано, группа должна провести во взаимном общении. Как только кто-либо из нас проговорил „всю свою порцию" вре­мени, она прерывает его и сообщает нам, что пора говорить следующему».


Тогда Догерти и супруги Поупенхейген вынуждены были четко объяснить руководителям ячеек, что им даны общие указания направляющего характера, а не жесткие предписа­ния. Стало ясно, что руководителям необходимо обучение по ходу деятельности и постоянное воодушевление.

Несмотря на некоторые ухабы на своем пути, вскоре ру­ководители групп, принадлежащие к этому второму поко­лению, стали добиваться очевидных результатов. Ли и Сью Босс познакомились в Центре «Победа» и там же вступили в брак. Они стали руководить ячеечной группой, собиравшейся по вечерам в пятницу. И хотя Ли был очень занятым челове­ком — брокером по недвижимости и деловым предприяти­ям, он и Сью обладали видением, что их группа должна расти и делиться на новые группы. В течение следующих трех лет одна только группа Босса основала 75 новых групп. Прошло еще немного времени, и они почувствовали, что Бог призы­вает их к штатному служению. Сейчас супруги Босс являют­ся пасторами Христианского Центра «Победа» в городе Ос­тин, штат Техас. Вообще очень интересно, что большинство из этого второго поколения двадцати девяти руководителей ячеек сейчас осуществляет штатное церковное служение.

Не ловите рыбу на дорожке у своего дома

К 1987 году Билли Джо Догерти снова стал ощущать некото­рое беспокойство. Центр «Победа», располагающийся в одном из богатых пригородных районов Талсы, в предшествующие годы рос очень хорошо. В 1985 году число его групп достиг­ло 204, а в 1986-м — 450. Но несмотря на все эти достиже­ния, что-то было не так. Хорошо управляемый, но пассивный персонал; паства Центра «Победа», состоявшая из довольных собой, хорошо одетых и почти исключительно белых прихо­жан, — Догерти стало беспокоить все это.

Пастор созвал своих сотрудников и обратился к ним с вы­зовом: «На примере Евангелия от Луки (10:2) и Евангелия от Иоанна (4:35) я вижу, что вокруг нас — созревшие поля, го­товые к уборке урожая». Он пояснил: «Можно взять удочку, насадить на нее наживку и забросить ее прямо на подъездной Дорожке у своего дома. Вы можете забросить удочку мастер­ски, и леска будет сматываться легко, но рыбы на крючке не окажется. Если вы хотите поймать рыбу, не ловите ее на авто­мобильной дорожке около дома. А у меня такое чувство, что именно этим мы сейчас и занимаемся».


Сотрудники Центра согласились, что люди, которых они в последнее время старались евангелизировать, уже не отзыва­лись на призыв так же легко, как раньше. Догерти продолжал: «Тогда где же они? Кто же в Талсе представляет собой созрев­шие к жатве поля?»

Полился поток идей, вместе с ним появились и сюрпризы. Общее мнение собравшихся было таким: в Талсе лучше всего отзываются на евангелизацию жители бедных районов, комп­лексов, построенных на государственные средства, и особенно их дети.

Некоторые воспротивились этому решению. Дети бед­няков не приносят больших десятин и пожертвований. Они шумят, приходят в грязной одежде; только для того, чтобы привезти их в церковь, уже необходимо выделять средства. А кроме того, начнут приходить и их родители; расовый и эт­нокультурный состав прихожан изменится, и из-за этого не­которые члены церкви могут покинуть ее.

Но Догерти был настроен решительно. Он начал пропо­ведовать, опираясь на текст притчи Иисуса о званых и из­бранных в Евангелии от Луки (14:16-24). Когда гости, пригла­шенные хозяином, отказались прийти на его званый ужин, говорилось в притче, тот послал раба своего привести нищих, увечных и слепых. Когда в пиршественном зале еще осталось место, он велел рабу пойти «по дорогам и изгородям». Догер­ти не ограничился проповедью на эту тему, раз в месяц он сам вместе с Шерон во время уик-энда отправлялся в районы социальной застройки; они проповедовали там в пятницу ве­чером и в субботу днем, а в субботу утром организовывали бесплатный медицинский прием. Вскоре Центр «Победа» стал посылать в эти районы свои автобусы, чтобы каждое воскре­сенье привозить на церковные службы детей и их родителей.

Некоторые члены церкви действительно покинули ее, но зато в Центре «Победа» не осталось никаких расовых перего­родок. Догерти провозгласил: «Теперь наши двери открыты всем. Быть может, рядом с вами усядутся люди, которые не похожи на вас, которые иначе ведут себя, иначе разговари­вают, иначе одеваются или пахнут иначе. В любом случае их нужно принимать радушно. Мы хотим сердечно приветство­вать каждого человека, чтобы люди не только пришли в „По­беду", но и остались здесь».


Целевые ячейки

Найдя новую и необходимую опору в разнообразии, система ячеек Центра «Победа» стала быстро разрастаться. В фокусе внимания церкви оказались целевые ячейки, организованные Центром «Победа» для евангелизации различных конкретных категорий неверующих. Ячейки возникли в убежищах для бездомных, в фирме «Америкэн Эйрлайнз» (для служащих и механиков), в высотных зданиях в центре города, на фаб­риках, в спортивных и гимнастических клубах, а также были организованы для людей некоторых конкретных профессий. Вскоре появились «автобусные ячейки», а также ячейки, на­правлением деятельности которых стала евангелизация мо­лодежи в центральных районах города Талса.

Руководители целевых ячеек отправились в новые и са­мые разнообразные места, например на фабрики и в конторы предприятий, с целью евангелизации людей, работающих там. Новоучрежденные целевые ячейки стали посещать все кате­гории людей, как богатые, так и бедные; некоторые группы сообщали, что к ним приходят такие разные по своим рели­гиозным взглядам гости, как католики, методисты, пресвите­риане, буддисты, мусульмане и атеисты, — и каждый получил возможность услышать Благую весть.
От роста к постепенному спаду

К концу 1987 года Центр «Победа» достиг наивысшей на тот период численности ячеечных групп — 508. Благодаря тому, что Догерти стал делать акцент на разнообразие групп, их численность не только стала быстрее расти, но кроме того им удалось установить прочные контакты с такими категориями населения, которые ни одной другой церкви в Талсе не удава­лось охватить своей деятельностью.

Стало совершенно очевидно, что супруги Поупенхейген не могли больше одни, без помощи, справляться с пастыр­ской заботой и наблюдением за деятельностью групп. Систе­ме групп Центра «Победа» потребовался специальный отдел, в который вошли пять штатных районных координаторов и секретарь. Каждый районный координатор не только совер­шал служение для уже существующих групп, находящихся под его надзором, но также занимался подбором и обучением новых руководителей ячеек. Ячейки «Победы» действовали успешно.


Однако 1988 год оказался неблагоприятным для Центра «Победа». Падение двух знаменитых телеевангелистов нанес­ло сокрушающий удар по многим церквям, включая Центр «Победа» и его евангелизационную деятельность. Кроме того, в это время в «Победе» начали осуществлять строительные проекты, которые в очень большой степени отвлекли на себя внимание Догерти. В своих выступлениях он почти перестал упоминать о группах. Финансовое положение «Победы» ухуд­шилось, и некоторых штатных сотрудников пришлось сокра­тить. Пятеро районных координаторов и секретарь были осво­бождены от должностей, супруги Поупенхейген снова вынуж­дены были наблюдать за работой групп в одиночку. В других отделах центра также произошли сокращения, затронувшие и двух штатных сотрудниц отдела обработки данных, которые вносили всю информацию в компьютерную систему отсле­живания деятельности групп. К концу этого года число ячеек сократилось до 275.

В 1990 году, несмотря на то, что численность групп посте­пенно падала и уже не достигала 200, Догерти решил принять в штат районных пасторов. Под руководством четы Поупен­хейген каждый районный пастор должен был принять на себя заботу о трехстах семьях прихожан и о группах в определен­ном районе города. Как подчеркивал Джерри Поупенхейген, «без помощи нам двоим было абсолютно невозможно упра­виться со всеми этими людьми, совершать все венчания, по­гребения, навещать в больницах всех заболевших; нам была необходима помощь».

С тех пор супруги Поупенхейген стали руководителями отдела, получившего название «отдел пастырской заботы», штат которого составляли районные пасторы. Именно тогда был отброшен термин «библейские товарищества», и некото­рое (недолгое) время Центр «Победа» использовал название «группы заботы».

Однако внимание Догерти все еще было сосредоточено на строительной программе. Группы перестали для него быть главным приоритетом. И вот к концу 1990 года во всей систе­ме Центра «Победа» осталось всего 135 групп.

Сердце, горящее любовью к народам


В 1991 году Догерти почувствовал бремя заботы о России, и в августе того же года он присоединился к Лестеру Самраллу (хорошо известному библейскому учителю и пастору церкви в г. Саут-Бенд, штат Индиана), чтобы участвовать в христи­анской миссии в Санкт-Петербурге. Догерти уже организовал перевод на русский язык брошюры «Эта новая жизнь» и стал использовать ее в качестве инструмента преподавания ново­обращенным библейских истин о спасении, о Духе Святом, о вере, о праведности, об исцелении и об изобильной жизни. На семи церковных службах этой первой христианской миссии более 25000 русских отдали свою жизнь Иисусу, и Догерти понял, что Бог призывает его снова возвращаться туда.

На протяжении следующих 18 месяцев Догерти и его жена Шерон 16 раз ездили в Россию. Каждый раз они проводили евангелизацию и даже учредили в Санкт-Петербурге церковь и Библейский институт. Каждая такая кампания ознамено­вывалась тысячами откликнувшихся на благовестие; во вре­мя одной кампании из семи церковных служб, состоявшихся в январе 1992 года, более 96000 человек подошли к алтарю и приняли Иисуса в качестве своего Спасителя. За два года бла­годаря этим кампаниям христианизации (а также через цер­ковь и Библейский институт) Центр «Победа» распространил 3 миллиона 300 тысяч экземпляров евангельской литературы, включая миллион экземпляров Нового Завета, 300 тысяч пол­ных Библий, 600 тысяч брошюр «Эта новая жизнь» и более по­лумиллиона экземпляров иллюстрированных детских книг.

В этот период Бог заложил в сердце Догерти горячую лю­бовь к разным народам. Даже после того как они перестали сосредоточиваться на России, Догерти и Шерон продолжали каждый месяц ездить в разные страны и совершать там слу­жение.

Как отразилась на группах Центра «Победа» горячая лю­бовь к другим народам в сердце Догерти? Многие ячейки сей­час «усыновляют» одного из 150 миссионеров Центра «Побе­да», регулярно молятся за этого миссионера и его семью, обме­ниваются с ним записками по электронной почте и письмами, а когда он и его семья возвращаются в Соединенные Штаты, просят этого миссионера выступать на собрании ячейки.


Однако все это имело и негативные последствия. Посколь­ку группы все это время не находились в центре внимания Догерти, произошло дальнейшее падение их численности, со­ставившей к концу 1993 года всего 96 ячеек. В это время До­герти снова обрел видение того, насколько важное значение имеют группы, и снова перенес центр тяжести на них, вновь провозгласив их приоритетным направлением деятельнос­ти «Победы». Он опять стал в своих проповедях говорить о группах и активно призывать большее число людей взять на себя руководство группой. Как только Догерти скорректиро­вал свои приоритеты, группы начали расти. Даже и теперь он часто говорит: «Ключом к здоровой системе ячеечных групп является то особое значение, которое придает им старший пастор церкви».
Каждый отдел организует свои ячейки

В 1995 году особое внимание, которое Догерти вновь стал уделять группам, принесло большие плоды, и система ячеек Центра «Победа» выросла до 403 групп. Районные пасторы сумели расширить структуру групп в своих районах и пос­тавили добровольных районных координаторов, в функции которых вошло наблюдение за несколькими группами — от трех до пяти. «Качели» роста численности групп в «Победе» снова понеслись вверх.

Затем обнаружились две связанные между собой пробле­мы. Во-первых, в ежемесячном «справочнике групп» оказа­лись только группы отдела пастырской заботы. Таким обра­зом справочник представлял работу всего лишь одного отде­ла, а не жизнь церкви в целом. Во-вторых, некоторые более традиционные группы, собиравшиеся на территории церкви, например классы воскресной школы или возрастные группы, не пользовались таким вниманием, как домашние группы, не предоставляли своим членам такие же возможности для завязывания взаимоотношений, служения и евангелизации
ОБЪЕКТЫ ЦЕНТРА «ПОБЕДА», ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПОКЛОНЕНИЯ И ДЛЯ СОБРАНИЙ ГРУПП, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ ЦЕРКВИ

Восточный комплекс занимает около 5 гектаров. На нем расположено большое зда­ние общей площадью около 10400 кв. метров, в котором находится большинство тех офисов церкви, где работают ее штатные сотрудники, осуществляющие наблюдение за работой групп, включая отдел пастырской заботы. В этом здании проводят разнооб­разные собрания, связанные с жизнью ячеек, например обучение руководителей ячеек, различные мероприятия для молодежи и одиноких людей, воскресные собрания для детей из центра города (связанные с автобусным служением), евангелизационно-благотворительные мероприятия, включающие раздачу пищи и одежды.


Западный комплекс находится в километре с небольшим от Восточного комплекса (напротив скульптурной фигуры на территории Университета Орала Робертса, изобра­жающей сложенные в молитве руки). В этом здании площадью около 14900 кв, метров на участке в более чем 20 гектаров располагаются аудитории Христианской школы «Победа», насчитывающей 1500 обучающихся; здесь проходит воскресная церковная служба, которая начинается в 10 часов утра, и церковная служба по средам с 7 часов вечера; здесь также расположены аудитории для проведения собраний воскресных ячеек, детских ячеек, собирающихся на территории церкви по средам, музыкальных ячеек; здесь проходят и субботние собрания под девизом «Супружеский союз»; здесь расположены различные мастерские и центральный офис пастората.

Центр «Мейби» на территории университета Орала Робертса — это поднимающаяся в виде амфитеатра спортивная арена на 2500 мест. Она может быть расширена, и тогда число мест на ней превышает 10000. Этот объект «Победа» арендует для проведения церковных служб по воскресеньям с 9 и с 11 часов утра и с 6 часов вечера. На терри­тории этого комплекса также проходят мероприятия ячеек для детей из семей членов церкви; там же расположен большой киоск, в котором можно получить разнообразную информацию о ячейках.

Библейский институт «Победа» (Б. И. П.) расположен в шести с половиной километ­рах к западу от Западного комплекса. В его здании площадью около 10200 кв. метров на участке в 2 гектара с лишним расположены аудитории института и Центра обучения всемирных миссий «Победы». В нем также собираются ячейки под девизом «Победа через добродетель» и ячейки библейского обучения, которое проводит пастор Шерон Догерти по вторникам и по четвергам; по воскресеньям здесь также проходит служба для членов ячеек «S. О. U. L.». (для молодежи из бедных районов города) и дневная церковная служба на испанском языке. Все первокурсники Б.И.П. входят в ячейки, возглавляемые второкурсниками этого института. Такие ячейки не учитываются в еже­месячном подсчете ячеечных групп Центра «Победа».


Источник: Стив Уорли, директор отдела зданий и сооружений Центра «Победа» с 1990 года.

неверующих. Тогда (отчасти под влиянием книги Карла Джорджа «Как подготовить вашу церковь для будущего») в Центре «Победа» отказались от названия «группы заботы» и начали преобразовывать в ячейки также и другие группы, со­биравшиеся на территории церкви.

Догерти решил, что каждый отдел должен организовать свои ячейки. Для некоторых руководителей отделов такая пе­ремена курса оказалась серьезным испытанием. Однако вско­ре даже учителя воскресной школы прошли переподготовку, чтобы стать руководителями ячеечных групп, и начали кон­центрировать внимание на свободном обсуждении различных вопросов при участии всех членов группы, на служении друг другу и на евангелизационной деятельности. Затем группы, собирающиеся на территории церкви, также были включены в «ежемесячный справочник ячеечных групп» Центра «Побе­да», и ячейки стали основным каналом того служения, которое совершается за пределами больших церковных собраний.

Теперь у каждого отдела появился свой вид ячеек. Отдел пастырской заботы продолжал осуществлять надзор за до­машними ячейками, организованными по территориальному принципу, ячейками, функционирующими на рабочих мес­тах, и некоторыми другими; отдел христианского образования и евангелизации занялся «детскими клубами», евангелизаци- онными молодежными ячейками «S.O.U.L.» и автобусными ячейками; отдел служения в личной и семейной жизни взял под опеку ячейки супружеского союза и группы поддержки; шесть других отделов или специализированных служений взяли под свою опеку по одной или две других разновидно­стей ячеек. К 1997 году в Центре «Победа» были уже 502 яче­ечные группы.
«Группы 12»

Спустя некоторое время после того как к системе групп доба­вились ячейки в специальных отделах, Догерти услышал о так называемой модели Г-12 («группы двенадцати»), которая воз­никла в Международной харизматической миссии Сезара Кастелланоса — церкви в городе Богота, Колумбия. Эта церковь имеет 20 000 ячеечных групп; ее воскресные службы посещают 45000 человек; она известна во всем мире самым напористым подходом к подготовке руководителей.


Догерти чувствовал, что Центру «Победа» необходимо вос­питать новых руководителей, и в 1998 году он основал свою собственную «группу 12», в которую вошли ключевые штат­ные руководящие сотрудники. Каждую неделю Догерти дает в своей «группе 12» ячеечный урок, за которым следует об­суждение, молитва и служение друг другу; лишь после этого он обращается к деловым, административным, организаци­онным и другим проблемам, которые необходимо обсудить с сотрудниками. Каждый из этих двенадцати руководителей отделов ведет свою «группу 12», постоянно получая при этом поддержку, наставление и воодушевление, будучи членом .«группы 12» пастора Догерти.

Вот что говорит Догерти о переходе к системе лидерских «групп 12»: этот переход «произвел в наших рядах настоящую революцию и укрепил нас. В этом деле мы все еще продол­жаем учиться и расти, и мы обнаружили, что труднее всего переход дается нашим штатным пасторам и руководителям отделов. Однако, несмотря на трудности переходного перио­да, наличие „групп 12" смогло дать нашей системе групп но­вый импульс».

Брюс Эдварде, помощник пастора Центра «Победа», согла­сен с Догерти: «Этот переход оказалось труднее всего совершить штатному персоналу. Штатные сотрудники сочли, что перевод их деятельности в русло „групп 12" — это еще одна дополни­тельная задача, дополнительная нагрузка. Но пастор Билли Джо целенаправленно демонстрировал им, что этот переход, напро­тив, предназначен для того, чтобы помочь им: таким способом каждый штатный пастор может „умножить себя"».
ПОСЕТИВШИЕ ЦЕРКОВЬ И ОСТАВШИЕСЯ В НЕЙ

Большое количество спасенных

в результате деятельности ячееч­ных групп, отраженное в статистике Центра "Победа», порождает вопрос: «А как это непосредственно влияет на рост числа прихожан?» Поскольку собрания ячеек проходят по всей тер­ритории, простирающейся во все сто­роны от города Талса, включающей в себя 30 городов, было бы неразумно ожидать, что многие из этих новооб­ращенных станут посещать церковь, расположенную столь далеко. Вот почему вместо того, чтобы пытаться установить статистическую связь меж­ду числом спасшихся и ростом церкви. Центр «Победа» регистрирует процент тех, кто удержался в церкви после первого посещения. По словам Терри Глейза, пастора для новых членов церкви, как число впервые посеща­ющих Центр «Победа», так и число пополняющих его ряды резко увели­чилось за последние три года. Только в 2000 году Центр «Победа» впервые посетили 7190 человек, причем 3524 из них живут в районе Талсы и либо не имеют своей церкви, либо имеют, однако запросили дополнительную информацию о работе Центра «Побе­да». Из этого числа 1592 (то есть 45%) стали членами церкви. С 2000 года рост посещаемости служб Центра «Победа» составил 20% в год. Ячейки безусловно приносят «Победе» рост ее рядов.

В течение девяти месяцев Догерти каждую неделю прово­дил собрания с руководителя­ми отделов «Победы», делясь с ними своим видением относи­тельно «групп 12». Пришло не­много времени, и даже те штат­ные сотрудники, которые коле­бались больше других, начали проявлять понимание. Теперь штатные сотрудники включа­ют проведение своих «групп 12» в постоянное расписание рабочей недели. Многие из них встречаются с лидерами, чле­нами своей «группы 12», в обе­денное время или же уделяют этому полтора часа перед обе­дом либо после него. Теперь в каждой области служения (ра­бота с детьми, с молодежью, с одинокими, с женщинами, с мужчинами, служение каждого территориального района) есть своя лидерская «группа 12», и каждый штатный пастор про­водит собрание со своими ли­дерами еженедельно или раз в две недели. В отличие от церкви в г. Богота Центр «Победа» принял решение включать свои «группы 12» в общую статистику ячеечных групп.

За это время различные отделы увеличили число своих яче­ек и организовали ячейки новых типов. К концу 1998 года в Центре «Победа» было 724 ячеечных группы. В 1999 году это число возросло до 880 групп. Теперь приблизительно поло­вина групп Центра «Победа», например домашние террито­риальные ячейки, сосредоточивают свое внимание на привле­чении к себе прихожан, уже состоящих в рядах церкви, чтобы помочь им вести христианскую жизнь. Другая половина ячеек, например ячейки, функционирующие на предприятиях, а так­же «детские клубы» более непосредственно придерживаются евангелизационной направленности, и в них часто появляются люди, которые даже никогда не слышали о Центре «Победа».
Меры адаптации

Линн Поупенхейген вспоминает, как некоторые посещавшие их церковь пасторы жаловались, что они тоже пробовали ор­ганизовывать у себя ячейки, однако у них «из этого просто ни­чего не вышло». Поупенхейген отвечает таким пасторам, что в Центре «Победа» тоже бывали времена, когда казалось, что система ячеек неэффективна. Однако лидеры церкви продол­жали верить, что ячеечные группы — это замысел Божий для Центра «Победа», и своим упорством преодолевали трудное время.

СИСТЕМА ГРУПП ЦЕНТРА «ПОБЕДА»

(по состоянию на январь 2001 г.)

Всего: 930

Ячейки руководителей Г-12: 44

Ячейки по модели 5x5: 320

Целевые ячейки: 566

Источник: офис отдела пастырской заботы.
Система групп смешанного типа Центра «Победа» по- прежнему ставит на центральное место свое «пятигранное видение»: 1) хвала и покло­нение; 2) молитва; 3) Слово Божье, вплетенное в ячеечный урок; 4) общение; 5) служе­ние и евангелизация. Некото­рые группы, встречающиеся в каком-нибудь ресторане, на фабрике или в фирме, могут уделить своему собранию все­го лишь двадцать — двадцать пять минут, но тем не менее должны применять на собра­нии по крайней мере три из пяти частей вйдения. Вместо того чтобы пятнадцать минут распевать песни, руководитель мо­жет просто повести группу в направлении провозглашения слов поклонения Богу и прославления Его, а затем приспосо­бить к условиям ограниченного времени оставшуюся часть собрания.

Вне зависимости от того, длинным или коротким является собрание, все оно должно быть омыто молитвой. В пособии для лидеров ячеечных групп, содержащем видение Догерти, есть такое открытие: «Ключом к успеху служения вашей яче­ечной группы являетесь вы, руководитель ячеечной группы, а также молитва. Любые неудачи служения ячеечной группы всегда обусловлены недостатком молитвы. Вы должны безу­словно уделять определенное время ходатайственной молитве за вашу ячеечную группу и за каждого отдельного члена ва­шей группы».

Затем Догерти добавляет: «Мы решительно настроены при­дать нашим группам евангелическую направленность. Группа не должна быть „святым клубом" верующих, которые тесно смыкают свои ряды и не пускают к себе никого из посторон­них. У каждой группы должны быть цель и руководящая ус­тановка, чтобы ее члены испытывали чувство, что „мы непре­менно спасем погибающих"».



<< предыдущая страница   следующая страница >>