www.birmaga.ru
добавить свой файл

1
МКДОУ «Детский сад «Лёвушка»


общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»



Разработал: воспитатель

I квалификационной категории

Черных Светлана Анатольевна

2013 г.
Аннотация


Мир, окружающий нас, устроен интересно и сложно. Все в природе кажется загадочным. Но человек становится на путь познания, начиная с самого рождения.

Для интеллектуального развития маленького человека, для уточнения его знаний об окружающем мире, имеет большое значение игровой вид деятельности, который в силу своей специфики обеспечивает детскую активность и самовыражение.

Данная методическая разработка посвящена проблеме развития у детей познавательного восприятия; формированию навыков экспериментальной и исследовательской деятельности, начиная уже со второй младшей группы.

Зима – одно из любимейших периодов в жизни детей дошкольного возраста. Я надеюсь, что данная форма работы (проектная деятельность) позволит в полной мере показать, что жизнь детей зимой разнообразна и увлекательна.

Проект « Директор зимнего двора » направлен на реализацию основной цели дошкольного образования (опираясь на Концепцию дошкольного воспитания и Федеральные государственные требования) - содействие физическому, психическому и личностному развитию ребёнка. Основные задачи формирования навыков экспериментальной и исследовательской деятельности, а также отношения детей к природе, интегрируются с задачами развития движений, речи, игровых умений, общения, овладения продуктивными видами деятельности.

В проекте показано насколько разнообразными могут быть средства решения этих задач. Особое внимание уделяется интеграции разных видов деятельности: музыкальной, экспериментальной, исследовательской, художественной, коммуникативной, двигательной, продуктивной, творческой и др.


В проекте использованы различные педагогические технологии: игровая, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, инновационные (или так называемые альтернативные технологии), здоровьесберегающая, поисково-исследовательская и экспериментальная деятельность, что позволило повысить качество воспитательно - образовательного процесса. Предложены наиболее эффективные приемы и методы, способствующие гармоничному развитию ребенка и вхождению его в мир природы.

Использование мультимедийных презентаций в образовательной деятельности является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышает качество образования и воспитания каждого ребёнка и способствует личностному и профессиональному росту педагога.

Таким образом, методическая разработка направлена на получение следующих результатов:

- создание положительного эмоционального состояния у детей;

- воспитание интереса к исследовательской и экспериментальной деятельности, желания заниматься ею;

- развитие познавательной активности у детей;

- воспитание доброты, чувства сопереживания, и сопричастности ко всему, что нас окружает;

- развитие психических процессов.

Методическая разработка является авторской и представляет интерес для специалистов в области дошкольной педагогики.



Творческий проект: « Директор зимнего двора»

Тип проекта – творческий, познавательно-исследовательский.

Возраст детей – младший дошкольный (дети четвёртого года жизни).

Проект является краткосрочным.

Срок выполнения проекта: 14 – 25 декабря

Цель проекта:

Образовательная: - закрепить у детей представления о зиме, свойствах снега и снеговике, полученные в результате собственных наблюдений и в ходе продуктивной деятельности;


- создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений дошкольников, их творческих способностей и мышления;

- вызывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности и желание заниматься ею;

Воспитательная: -создать положительный эмоциональный настрой у детей, воспитывать желание оказывать помощь друг другу;

Развивающая: - развивать воображение, внимание, речь;

- активизировать словарный запас детей.

Задачи проекта:

- обеспечить условия для формирования представлений о зиме, зимних играх;

- реализовать творческие способности дошкольников, педагогов и родителей.

- укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;

- обеспечить максимальное использование разнообразных видов детской деятельности в рамках реализации проекта;

Исполнители проекта и основные участники:

Воспитатели группы, дети, родители (и их законные представители).

Ожидаемые результаты:

Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период;

Воспитание бережного отношения к природе;

Привлечение родителей к сотрудничеству и взаимодействию;

Усиление ресурсного обеспечения группы.

Подготовка к внедрению проекта.

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную литературу для чтения детям.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия ( альбомы для рассматривания , картины, настольные игры)

4. Составить план мероприятий.

Реализация проекта.

Познание

Тематическая прогулка «Снеговик – озорник» (Приложение)


НОД . Тема: «Директор зимнего двора» (Приложение)

Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий).

Опыты со снегом и льдом «Из чего же, из чего же, из чего же…». Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы (иней, снег, гололед, метель)..

Д/и «Времена года», «Когда это бывает?», «Зима - лето».

Настольно-печатные игры:

«Подбери картинку», «Собери снеговика»,«Разрезные картинки».


Социализация

Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»(Приложение).

Экскурсия в ледовый городок

Коммуникация

Рассматривание сюжетных картин

( «Катаемся на санках», «Зимний пейзаж», «Саша и снеговик»). Составление описательных рассказов по картинам.

Заучивание стихотворений о зиме. Использование пословиц, поговорок о зиме, объяснение их смысла.

Ситуативный разговор «Наш зимний двор»,

Речевая игра «Зимние забавы»..

Разучивание стихотворения с движениями «Снеговик».

Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

Психологическая игра «Снежная баба»

Чтение художественной литературы

О. Высотская «На санках», В. Берестов«Гололедица»,М. Познанская«Снег идет»,

Д. Чуяко «Сосульки», Н. Мигунова«Снежинки», В.Степанов «Снеговик»,

А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; А.Усачев «Школа снеговиков».

П.Вяземский «Зима»,.

Рассказ Н.Калининой «Про снежный колобок»

Безопасность

Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Как у Степашки горлышко заболело?»



Художественное творчество

Лепка «Снеговик»( из снега и пластилина»;

Аппликация «Снежные комочки» (из ватных дисков), Рисование «Разгулялась метла, мусор весь собрала».

Слушание песен о зиме,

Дружный оркестр музыкальных инструментов «Снеговики и снеговини».

Музыкальное развлечение «Директор зимнего двора»

Физическая культура

Подвижные игры «Мороз - красный нос»,«Снежинки и ветер».

Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».

Игра-соревнование «Катание на горке»

Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Лепка Снеговика. Помощь в создании Снежного городка.

Развлечение «Директор зимнего двора»

Развивающая среда

Сюжетные картины на зимнюю тематику. Альбомы для рассматривания «Времена года», « Зимние игры развлечения», «Игры детей на улице».

Книжки – раскраски по теме.

Оформление «Зимнего окна», группы (приложение). Снежный городок на участке детского сада.

Работа с родителями

Конкурс «Мой весёлый снеговик», «Новогодняя ёлочка».

Оформление папки- передвижки «Зимушка – зима»,«Как сделать прогулку зимой интересной», «Лепим снеговика».

Консультация для родителей «Как одевать ребенка зимой».

Привлечение родителей к постройке снежного городка

Форма представления проекта:

Выставка работ «Мой весёлый снеговик» и «Ёлочка – красавица» в группе и в «выставочном центре «Город мастеров»»;


Представление презентации «Директор зимнего двора» на родительском собрании;

Оформление группы и «Зимнего окна»;

Создание «Снежного городка», где главным героем является снеговик.

Выставка детских работ.



Приложение

Образовательная ситуация «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться»

Цель. Закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий одевания.

Обучение элементарному самоконтролю по предметно - схематической модели последовательности одевания на прогулку.

Формирование гуманных способов поведения в совместной со сверстниками деятельности (умение предложить помощь, поблагодарить).

Материал: оборудование раздевальной комнаты; предметно - схематическая модель последовательности одевания на прогулку (предметные картинки с изображением предметов одежды: 1) колготки, 2) носочки и сапожки, 3) свитер, 4) шапочка, 5) куртка и шарфик); игровой персонаж Петрушка.

Организация. Образовательная ситуация конструируется во время сбора детей на прогулку.

Ход ситуации.

Дети выходят в раздевалку, садятся возле своих шкафчиков. Появляется игровой персонаж Петрушка.

Петрушка. Привет, ребята! Куда вы собираетесь? На прогулку? Это хорошо. Сегодня замечательная погода. Скажите, а кто из вас одевается на прогулку сам?

Воспитатель. Петрушка, у нас уже все ребята умеют одеваться сами. А если, вдруг, кто-то забудет, что надо одевать дальше, то посмотрит на картинки, которые ему помогут вспомнить последовательность одевания.

Педагог обращает внимание Петрушки и детей на предметно-схематическую модель последовательности одевания на прогулку.

Руководя детской деятельностью, воспитатель использует игровой персонаж, который активно сопереживает ребенку, но, как правило, только замечает ошибки, не зная, как их исправить: «У тебя ботиночки поссорились, носочки в разные стороны смотрят. Как же их помирить? (Ребенок одел правый ботинок на левую, а левый - на правую ногу). «Свитер надел, а дальше что надевать? Ой, не помню! Как узнать?»


Конструируя возникшую образовательную ситуацию, воспитатель от лица куклы задает вопросы, активизирующие ребенка и позволяющие ему осознать способы самоконтроля.

Петрушка побуждает детей помогать друг другу, стимулирует их эмоциональную отзывчивость, обращая внимание на проявление внимания к товарищу, отзывчивость, желание помочь, умение поблагодарить. При этом похвала должна быть заслуженной, вызывать желание преодолевать трудности, добиваться результата.

Мы оделись потеплее, всё наели поскорее,

Брюки, куртку, а на ножки надели мы сапожки

А на ручки - рукавички, две красивые сестрички.

Шапку, шарфик завязали!

Ну, пора нам детки в путь!

Мы теперь тепло одеты

Не страшны нам снег и ветер!!!





Приложение

Конспект тематической прогулки «Снеговик – озорник»

Программное содержание: - закрепить у детей представления о зиме и свойствах снега, полученных в результате собственных наблюдений; формировать представления о состояниях воды; вызывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности и желание заниматься ею.

Оборудование:

Последовательность прогулки:

Воспитатель: Дети выходят на прогулку и видит, что идет снег. Ребята, послушайте загадку:

Утром глянул я чуть свет:
Двор по-зимнему одет.
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не верю.
Эй! Смотрите, чудеса –
Опустились небеса! 
Было облако над нами,
Оказалось под ногами.
А. Гунали

– О каком времени года загадка? Правильно, ребята, о зиме. А про какое облако говорится в загадке? Да, про снег. Посмотрите как много снега насыпала Зима вокруг. Снег лежит и на дорожке, и на скамейке (дети перечисляют где еще лежит снег). А он всё падает и падает».Это СНЕГОПАД! (дети повторяют «снегопад»). Воспитатель предлагает детям молча походить по снегу и спросить, что они слышат? «Раз шажок, два шажок, под ногой снежок!» Может он «возмущается», что мы по нему ходим, топчем его? А может он нам о чем-то рассказывает? Выслушать рассказы детей.


Воспитатель продолжает: «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся кто куда…» Вот одна снежинка села на куртку Тимура, а другая на нос Макару…Дети внимательно осматривают себя и друг друга : «А мне на валенки села! А Соне на варежку!». Обратите внимание какие они красивые, как звёздочки. Воспитатель предлагает найти самую красивую снежинку, самую большую и самую маленькую. Затем воспитатель предлагает детям вытянуть руку навстречу падающему снегу, а когда снежинка упадёт на варежку, подуть на неё « Пусть летит! Снежинка лёгкая, пушистая, красивая…»(дети перечисляют какая еще может быть снежинка).

Затем воспитатель снимает варежку и предлагает детям понаблюдать, что же произойдет со снежинкой?

«В январе, в январе

Много снега на дворе,

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке!»

После этого воспитатель предлагает детям взять снег руками, сделать вывод, что снег холодный. Поэтому надо надевать рукавицы.

«Падал снег, Сыпал снег, а потом устал…

- Чем же снег-снежок на земле ты стал?

- Для озимых стал я тёплою периною,

-Для осинок – кружевною пелериною,

- Для зайчишек стал подушкою пуховою,

-Для детишек – их любимою игрой».

Закончив наблюдение, дети играют в подвижную игру «Снежинки и ветер», а потом переходят к самостоятельной деятельности.

Индивидуальная работа: упражнять в метании снежков в цель левой и правой рукой.

Спустя некоторое время воспитатель предлагает желающим расчистить площадку от снега. Дети берут лопатки и вместе с воспитателем убирают снег ( воспитатель показывает действия, хвалит их, благодарит за усердие). Одни дети наблюдают, другие наблюдают за действиями товарищей.

Воспитатель рассказывает одну забавную историю в стихах Л.Дымовой «ТАЛАНТ».

Снег сегодня белый-белый, из него – что хочешь, делай.


Можно бабу, можно, дедку, чтоб они тянули репку.

Мне всё это не годится, буду я лепить Царицу!

У царицы угли-глазки, как в моей любимой сказке,

И корона из сосулек - в книжке есть такой рисунок.

А из прутьев волосы у неё до пояса

Из соломинок ресницы у красавицы девицы,

И длинная-предлинная шуба соболиная.

Тут ко мне подходит Мила: Молодец ! Ягу слепила!

Вот так ведьма – угли-глазки, как в моей любимой сказке,

А из прутьев волосы у неё до пояса.

Это что на шее – бант? Слушай, у тебя талант!

Воспитатель: А вы можете слепить Снеговика?( Дети совместно с воспитателем лепят снеговика).

Снежный ком кувырком покатился,

И у нас во дворе

Снеговик родился! ( Н.Пикулева)

В конце прогулки воспитатель вместе с детьми делают выводы.

Упражнение для успокоения дыхания.

Носом – вдох, и выдох ртом,

Дышим глубже… А потом

Марш на месте, не спеша

Как погода – хороша?

Фиолетовая дорожка

Приведет нас домой,

Возвращаемся домой,

Хорошо шагать с тобой.

Раз и два, раз и два –

Хоть погода хороша,

В группу нам идти пора.

Мы шагаем не спеша.

Руки вымоем сейчас,

Суп уже заждался нас.

Приложение 3.

Психологическая игра «Снежная баба»

Взрослый вместе с ребёнком «лепит» снежную бабу, катая при этом на полу воображаемые комья снега.

Итак, слепили мы во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (можно попросить ребёнка изобразить снежную бабу). Есть у неё голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках… Ночью подул ветер холодный –холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у неё замерзла голова (попросить детей напрячь голову и шею), потом плечи (напрячь плечи), потом туловище (ребёнок напрягает туловище).А ветер дует всё сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Улетел ветер. Наступило утро. Выглянуло солнышко, увидело снежную бабу, решило её отогреть…Стало солнышко припекать и начала наша баба таять…Сначала начала таять голова (ребёнок свободно опускает голову), потом плечи ( опускает и расслабляет плечи), потом руки (мягко опускает руки),потом туловище (ребёнок, как бы оседая, наклоняется вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Ребёнок сначала садится, потом ложится на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужу, растекается по земле».


Презентация «Снеговик»

(последовательность рисования снеговика)

2 слайд: Раз рука, два рука!

Лепим мы снеговика!

3 слайд: Три – четыре, три-четыре.

Нарисуем рот пошире!

4слайд: Пять –найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз!

5слайд: Шесть – наденем шляпу косо.

Пусть смеётся он у нас!

6 слайд: Семь и восемь ,семь и восемь

Мы сплясать его попросим!

7 слайд: Девять – десять – снеговик

Через голову –кувырк!

Ну и цирк!

Список использованной литературы и других источников

1.Малыш в мире природы: метод. пособие для воспитателей и родителей/

Коробова М.В., Посылкина Р.Ю; [науч.ред.Г.Г.Гриорьева].-М.: Просвещение, 2005.- 94с.

2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой /О воспитании ребёнка в семье. Терентьева Е.Ф. – Горький, 1979 г.

3. Интернет – ресурсы: http//doshkolenok.ru

http//teremok.ru

http//lukoshko.net